Официальный сайт
органов местного самоуправления
города Когалыма

Состояние аварийности по вине водителей-новичков



Влияет ли эмоциональное состояние на управление автомобилем?

    На территории города Когалыма осуществляют подготовку водителей транспортных средств 4 учебные организации: НОУ «УСТЦ РОСТО», НОУ «Техникум Предприятие»,  НОУ УЦ «Автотехника +» и БУ «Когалымский политехнический колледж».
    За 1 квартал 2014 года данными организациями подготовлено около 300 будущих водителей.
Средний процент сдачи квалификационного экзамена (теория) на право управления транспортными средствами с первого раза составляет 83,75 %, из них:
- НОУ «Техникум Предприятие» - 100 %;
- НОУ УСТЦ «РОСТО» - 83 %;
- БУ «Когалымский политехнический колледж» - 79 %;
- НОУ УЦ «Автотехника +» - 73 %.
Средний процент сдачи квалификационного экзамена (практика) на право управления транспортными средствами с первого раза составляет 56,75 %, из них:
- НОУ УСТЦ «РОСТО» - 61 %;
- НОУ «Техникум Предприятие» - 57 %;
- БУ «Когалымский политехнический колледж» - 55 %.
- НОУ УЦ «Автотехника +» - 54 %;
Наиболее чаще совершали дорожно-транспортные происшествия выпускники:
- НОУ «УСТЦ РОСТО» - 7 ДТП;
- БУ «Когалымский политехнический колледж» - 2 ДТП;
- НОУ УЦ «Автотехника» - 2 ДТП, в результате которых 2 человека погибло и 1 травмирован;
- НОУ «Техникум Предприятие» - 0 ДТП.
Согласно сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий за  1 квартал 2014 года по вине водителей со стажем управления транспортными средствами до 2 лет, прошедших подготовку в учебных организациях г. Когалыма зарегистрировано 11 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 2 человека погибло и 1 травмирован. Основной причиной ДТП явилось личная недисциплинированность водителей - сознательное нарушение Правил дорожного движения, и плохая оценка дорожной ситуации в условиях гололеда.
В целях снижения аварийности по вине начинающих водителей министерства и ведомства с 2013 года пытаются реформировать систему подготовки будущих водителей.  Напомним, что 1 сентября вступили в силу поправки в закон об образовании, а 5 ноября - в закон о безопасности дорожного движения. Оба этих закона кардинально изменили подход к подготовке водителей. Уже с 1 апреля 2014 года в России выдают водительские удостоверения нового образца, в них имеются новые категории и подкатегорий. Однако законы нуждаются в подзаконных актах. К сожалению, на сегодняшний момент эти подзаконные акты есть только в виде проектов.
Пока чиновники различных ведомств согласовывают и анализируют документацию, одна из автошкол города Когалыма решилась на эксперимент. В проектных программах подготовки кандидатов водителям предлагалось ввести дополнительные часы по психологической подготовке, включающие в себя занятие с психологом. Директор НОУ УСТЦ «РОСТО» Валерий Александрович Ткаченко пригласил психолога, который провел с будущими водителями ряд тестов. Результаты поразили, особенно когда они были перепроверены по шкале лжи, все ученики отвечали честно. Обучающимся было предложено пройти тестирование на выявление психотипа, внимания и нервоно-психологическую устойчивость.
Первоначально все тесты прошли инструкторы по вождению автомобиля данной автошколы, в дальнейшем решено совмещать психотип ученика и инструктора для достижения наилучшего результата при обучении вождению.
Ученики на начальном уровне обучения показали низкий уровень внимания, забывали о ранее сказанном и увиденном, очень легко отвлекались, а ведь на дороге это может привести к совершению дорожной аварии. Водитель, находясь за рулем, должен думать на 2-3 хода вперед, оценивать дорожную ситуацию за 5-6 метров, реагировать на впереди идущий транспорт, дорожную разметку, знаки, светофоры, учитывать погодные условия. Легко представить, что будет, если его внимание рассеяно, он отвлечен от дорожной обстановки. Но психолог пояснила, что развить внимание можно, выполняя ряд тестов, этим решено заняться на следующих занятиях.
Но более поразительные результаты показал тест на возможность нервно-психологического срыва в экстремальной ситуации.  Лишь 40 % учеников показали высокий уровень нервно-психологической устойчивости, то есть нервным срывам они мало подвержены, остальные «сидят на пороховой бочке» которым достаточно искры чтобы взорваться, а 15 % учеников получили рекомендацию обратиться к психотерапевту. Получается, в автошколы уже приходят люди готовые в неблагоприятных дорожных ситуациях реагировать кулаками, битами и ножами.
По окончанию сроков подготовки кандидатов в водители будет проведен итоговый тест, который покажет, готовы ли будущие водители к безаварийному и бесконфликтному движению по дорогам.


Инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД
ОМВД России по г. Когалыму
ст. лейтенант полиции
В.И. Славинская


Согласовано:
Начальник ОМВД России по г. Когалыму
полковник полиции
И.Ю. Доронин