Официальный сайт
органов местного самоуправления
города Когалыма

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ ПО ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.

Может ли совместное проживание застрахованного лица и члена его семьи и сведения о том, что доход (заработная плата, пенсия и другие источники дохода) застрахованного лица превышает доход члена семьи свидетельствовать о факте нахождения на иждивении, например, если размер страховой пенсии застрахованного лица составляет 16 076,39 руб., а размер страховой пенсии супруги, совместно проживающей с ним, составляет 11 001,82 руб.? При этом в территориальный орган ПФР застрахованным лицом представлена справка об иждивении, выданная Администрацией муниципального образования.


В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или инвалидности. Члены семьи признаются состоявшими на иждивении застрахованного лица, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Аналогичные нормы по установлению фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности) в повышенном размере с учетом нетрудоспособных иждивенцев были предусмотрены также действовавшим до 01.01.2015 Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Таким образом, одним из условий признания факта иждивения является источник средств к существованию. Поскольку факт иждивения зависит от того, что служит для члена семьи постоянным и основным источником средств к существованию – собственный доход или помощь застрахованного лица, само по себе совместное проживание застрахованного лица и члена его семьи или то обстоятельство, что доход (заработная плата, пенсия и другие источники дохода) застрахованного лица превышает доход его члена семьи, не могут свидетельствовать о факте иждивения. Такой подход при решении вопроса об иждивении неоднократно подтверждался судебной практикой (в частности, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 N 26-КГ15-43). Пунктом 82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н , определено, что нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. При этом не исключается возможность установления факта нахождения на иждивении в судебном порядке.



Имеет ли право на назначение второй пенсии по СПК как родителю умершего военнослужащего, получатель трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», если сын умер в период прохождения военной службы не по призыву?


В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или инвалидности. Члены семьи признаются состоявшими на иждивении застрахованного лица, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Аналогичные нормы по установлению фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности) в повышенном размере с учетом нетрудоспособных иждивенцев были предусмотрены также действовавшим до 01.01.2015 Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Таким образом, одним из условий признания факта иждивения является источник средств к существованию. Поскольку факт иждивения зависит от того, что служит для члена семьи постоянным и основным источником средств к существованию – собственный доход или помощь застрахованного лица, само по себе совместное проживание застрахованного лица и члена его семьи или то обстоятельство, что доход (заработная плата, пенсия и другие источники дохода) застрахованного лица превышает доход его члена семьи, не могут свидетельствовать о факте иждивения. Такой подход при решении вопроса об иждивении неоднократно подтверждался судебной практикой (в частности, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 N 26-КГ15-43). Пунктом 82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н , определено, что нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. При этом не исключается возможность установления факта нахождения на иждивении в судебном порядке.



Подлежит ли включению в страховой стаж и специальный стаж за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период работы на основании договора гражданско-правового характера (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью). В трудовой книжке запись о данном периоде отсутствует. Индивидуальные сведения сданы страхователем с кодом МКС?


В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеки и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, когда орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, заключает с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. К числу вышеуказанных «возмездных» договоров относятся также договор о приемной семье и договор о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) (далее – Договор). Статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в частности, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса, а в частности, не урегулированной указанной главой, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Следовательно, Договор, предусматривающий выплату вознаграждения опекунам (попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям), является гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг. Следует отметить, что указанное вознаграждение не относится к предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» видам доходов, освобождаемых от налогообложения. С учетом положений Федерального закона от 15.12. 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по Договору, являющемуся договором гражданско-правового характера, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечислялись страховые взносы за указанных застрахованных лиц, включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы, опекуны (попечители, приемные родители, патронатные воспитатели), получающие вознаграждение в соответствии с Договором, относятся к категории работающих лиц. В этой связи опекуны (попечители), осуществляющие возмездную опеку (приемные родители, патронатные воспитатели), получающие вознаграждение в соответствии с Договором, приравниваются к категории работающих лиц. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Учитывая изложенное, периоды осуществления опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних подопечных на возмездных условиях, подтвержденные договорами о приемной семье или договорами о патронатной семье, индивидуальными сведениями, в которых указанные периоды квалифицируются как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера засчитываются в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера при определении права на досрочное назначение пенсии по старости.



С какого срока назначается страховая пенсия по старости гражданину Российской Федерации, прибывшему из Украины, предоставившему в качестве документа о месте жительства свидетельство регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации с 10.02.2016г. по 31.12.2016г., обращение за назначением пенсии – 16.02.2016г., пенсия по прежнему месту жительства выплачена по 31.07.2014г.?


Пенсионное обеспечение лиц, переселившихся на территорию Российской Федерации из государств-участников Содружества Независимых Государств, в том числе Украины, производится в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Пункт 1 статья 6 указанного Соглашения предусматривает назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения по месту жительства. Это означает, что гражданину государства-участника СНГ, являющемуся гражданином Российской Федерации, пенсия по российскому законодательству будет назначена при условии регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, а иностранному гражданину – при условии его постоянного проживания на территории Российской Федерации, подтверждаемого видом на жительство. При этом, согласно письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 «о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших из государств, ранее входивших в состав СССР», при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по мест жительства на территории Российской Федерации в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. С учетом вышеизложенного, пенсия заявителю будет установлена с даты подачи заявления о назначении пенсии (с 16.02.2016г.), без учета шестимесячного срока, предусмотренного Соглашением от 13.03.1992.



Какими документами подтверждаются периоды осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях (МКС), включаемые в стаж работы при определения права для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в РКС, МКС?


Периоды осуществления предпринимательской деятельности включаются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в РКС (МКС), при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах (местностях). Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту его жительства (временного проживания). Место жительства (временного проживания) гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности. Только наличие проживания и постановки на учет в территориальном органе ПФР в северных регионах не может являться основанием для учета этих периодов в северный стаж. Дополнительно необходимо представить документы, подтверждающие осуществление деятельности в РКС (МКС). Это могут быть патенты на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности с указанием «северной» территории его действия, договоры аренды, договоры оказания услуг и другие.



В каком порядке включаются в стаж периоды участия в общественных оплачиваемых работах по направлению службы занятости?


В соответствии со статьей 11 ФЗ-400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», периоды участиях в общественных оплачиваемых работах, так же, как и периоды получения пособия по безработице, отнесены к «нестраховым» периодам. Указанные «нестраховые» периоды подтверждаются справкой государственного учреждения службы занятости. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице. Органы службы занятости осуществляют учет граждан, направленных на общественные работы. Аналогичные нормы были предусмотрены и ранее действовавшим законодательством. В соответствии с положениями Правил исчисления периодов, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в том числе за работу в «северных» регионах, периоды участия в общественных оплачиваемых работах не поименованы. Правовых оснований о зачете указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ, в том числе в «северный» стаж, не имеется.




В последнее время в банках, страховых компаниях и других местах назойливо требуют перевести мои пенсионные накопления в разные негосударственные пенсионные фонды, один раз даже домой пришли, представились сотрудниками Пенсионного фонда России. И у всех один аргумент – если вы не переведете в НПФ свои накопления, со следующего года государство их заберет и пустит на пенсии пенсионерам. Действительно ли можно остаться без пенсионных накоплений и надо ли переводить деньги из государственного пенсионного фонда в частный?


Ваши пенсионные накопления государство «себе» не заберет и на пенсии нынешним пенсионерам не пустит. Никаких требований к переводу пенсионных накоплений в НПФ не существует. Вне зависимости от того, где они у вас формируются (это может быть как ПФР, так и негосударственный пенсионный фонд) накопления инвестируются и будут вам выплачиваться после выхода на пенсию.
Переводить ваши накопления в негосударственный пенсионный фонд или нет – ваше право. Вы сами должны решить, кому в части будущей пенсии вы больше доверяете – государству или частным компаниям.
Если вы все же решили перевести пенсионные накопления в НПФ, отнеситесь к выбору фонда максимально ответственно. Выбор нужно делать осознанно, а не подписывая, как это часто бывает, какие-то документы при «приеме на работу», оформлении кредита, покупке мобильного телефона и т. п. При этом не забывайте – если вы меняете пенсионный фонд чаще, чем раз в пять лет, ваши деньги переводятся в него без учета инвестдохода. Вам это невыгодно.


В последнее время в банках, страховых компаниях и других местах назойливо требуют перевести мои пенсионные накопления в разные негосударственные пенсионные фонды, один раз даже домой пришли, представились сотрудниками Пенсионного фонда России. И у всех один аргумент – если вы не переведете в НПФ свои накопления, со следующего года государство их заберет и пустит на пенсии пенсионерам. Действительно ли можно остаться без пенсионных накоплений и надо ли переводить деньги из государственного пенсионного фонда в частный?


Ваши пенсионные накопления государство «себе» не заберет и на пенсии нынешним пенсионерам не пустит. Никаких требований к переводу пенсионных накоплений в НПФ не существует. Вне зависимости от того, где они у вас формируются (это может быть как ПФР, так и негосударственный пенсионный фонд) накопления инвестируются и будут вам выплачиваться после выхода на пенсию.
Переводить ваши накопления в негосударственный пенсионный фонд или нет – ваше право. Вы сами должны решить, кому в части будущей пенсии вы больше доверяете – государству или частным компаниям.
Если вы все же решили перевести пенсионные накопления в НПФ, отнеситесь к выбору фонда максимально ответственно. Выбор нужно делать осознанно, а не подписывая, как это часто бывает, какие-то документы при «приеме на работу», оформлении кредита, покупке мобильного телефона и т. п. При этом не забывайте – если вы меняете пенсионный фонд чаще, чем раз в пять лет, ваши деньги переводятся в него без учета инвестдохода. Вам это невыгодно.